Перейти к содержимому


Немного о Чехословацкой авиации


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 8

izobeer #1 Отправлено 15 июн 2012 - 14:08

    Ефрейтор

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 16
  • Регистрация:
    22.04.2012
Вступление

Чехословакия в период между двумя мировыми войнами считалась одной из ведущих авиационных стран, и ее конструкторы имели на своем счету целый ряд современных самолетов. В середине 1935 г. в строевые части начал поступать очень удачный истребитель В 534, созданный на фирме "Авиа" под руководством Франтишека Новотны. Этот биплан по праву можно назвать одним из лучших в своем классе, и неудивительно, что он стал основным самолетом военно-воздушных сил.

истребитель В 534
Spoiler                     

Руководство Министерства национальной обороны, прекрасно понимая, что к концу 30-х годов В 534 уже будет устаревшим, выдало в 1936 г. фирме "Авиа" заказ на постройку нового истребителя, выполненного по схеме моноплана с убирающимся шасси.
Для этого проекта, получившего обозначение В-35, Новотны решил выбрать перспективный двигатель Авиа 12Y-1000.C. Правда, этот 1000-сильный мотор еще только разрабатывался на базе строящегося в Чехословакии по лицензии двигателя Испано-Сюиза HS 12Ydrs (860 л. с). Работа над новым истребителем началась с продувок различных моделей в аэродинамической трубе военного научного института в Праге, занимавшегося проблемами техники и авиации. В начале 1937 г. был готов полномасштабный деревянный макет самолета, на котором отрабатывались различные варианты компоновок.
Spoiler                     

В конце лета 1938 г. первый истребитель выкатили из сборочного цеха завода в Чаковице. Даже с неубираемым шасси в обтекателях самолет выглядел очень красивым, отличаясь элегантностью и чистотой форм. Прототип, получивший индекс В-35.1, был выкрашен в коричнево-зеленый камуфляже серыми нижними поверхностями. Эллиптическое в плане крыло имело деревянную конструкцию и обшивалось фанерой, а корневая часть была с дюралевой обшивкой. Элероны покрывались полотном, а выпускаемые гидравликой закрылки были дюралевыми. Хвостовое оперение состояло из металлического силового набора, обшитого полотном. Ферменный фюзеляж из стальных труб закрывался до конца кабины панелями из легких сплавов, а в хвостовой части - полотном. Запас топлива емкостью 350 л размещался в трех баках - один под кабиной и два в крыле. На первом прототипе установили деревянный двухлопастный винт постоянного шага Аэро 232А, планируя в дальнейшем заменить его на металлический Летов H.D.43 с изменяемым шагом.

28 сентября 1938 г. шеф-пилот фирмы Рудольк Далечки совершил на В-35.1 первый 18-минутный полет и отметил хорошую управляемость машины. На стадии заводских испытаний к вылетам привлекли и военных летчиков. В ноябре В35.1 получил новый двигатель - HS12Ycrs, с такой же мощностью, но с главным отличием - пустым валом, через который выходила 20-мм пушка Испано-Сюиза HS 404. Испытания продолжили, но, к сожалению, не обошлось без катастрофы. Во время испытательного полета с максимальной скоростью на трехкилометровом участке самолет В-35.1 неожиданно перевернулся на небольшой высоте и врезался в землю. Военный летчик, пилотировавший машину, погиб. Наибольшая скорость, полученная до этого злополучного вылета, составляла 471 км/ч на высоте4000 метров, но Далечки утверждал, что вполне реальна цифра 485 км/ч. Летную программу испытаний продолжил второй прототип В-35.2, который Далечки впервые поднял в воздух 30 ноября. С учетом результатов первых вылетов в конструкцию В-35.2 внесли ряд доработок. Чуть просторнее сделали кабину, увеличили площадь закрылков, а размах и хорду элеронов немного уменьшили.

Spoiler                     




На дальнейшую судьбу истребителя не так повлияла катастрофа, как ситуация в самой Чехословакии. В марте 1939 г. после мюнхенского соглашения Германия оккупирует страну и все работы на фирме "Авиа" теперь контролируются немецкими специалистами из Министерства авиации. Однако работы над перспективным истребителем с благословения самого наместника Чехословакии Эрнста Удета не остановили.


Министерство обороны Чехословакии заказало небольшую серию в 10 самолетов, и конструкторы стали готовить серийный выпуск, одновременно работая над постройкой третьего прототипа с убираемым шасси и испытывая В-35.2.
"Болгарская" неудача
На В-35.2 с нанесенными на них немецкими опознавательными знаками провели испытания нескольких воздушных винтов: Авиа 232А и В, Летов H.D. 43 и трехлопастного Гамильтон-Стандарт. Во время полета с последним пропеллером 2 ноября 1939 г. летчик Земаник совершил грубую посадку и перевернулся. После того, как В-35.2 отремонтировали, в полетах стали участвовать два болгарских летчика - капитан Попганчев и лейтенант Атанасов. Болгария нуждалась в новом истребителе для своих ВВС, и еще в феврале ее авиационная делегация наблюдала за вылетами Далечки на втором прототипе. Во время одной из посадок болгарский пилот окончательно доломал В-35.2, и самолет пришлось списать.
Avia AV-135 (B-135)

Летом 1939 года Франтишек Новотны продолжил совершенствование своего истребителя B-35. Его третий прототип - В-35.3, впервые поднялся в воздух 26 июня 1939 г. Перед тем, как приступить к испытательной программе, этот самолет успел побывать в качестве экспоната на авиационной выставке в Брюсселе с обозначением Авиа Av-135.1. У этой машины из-за появившихся ниш для уборки шасси конструкция крыла немного поменялась. Основные стойки шасси с щитками крепились в корневых частях плоскостей и убирались в направлении от фюзеляжа, как на Bf 109. Площадь крыла осталась неизменной, но передняя кромка теперь была не эллиптической, а прямой с небольшой стреловидностью. Двигатель HS12Ycrs вращал двухлопастный металлический винт Летов Н. D.43, а к 20-мм пушке HS 404 добавились два пулемета Модель 30 калибра 7,92 мм, размещенных перед фонарем кабины сверху. Хотели установить бомбодержатели для небольших 20-кг бомб, но так этого и не сделали.

Spoiler                     

И вновь болгары
В июне 1940 г. завод в Чаковице вновь посетили болгарские летчики Попганчев и Атанасов. Теперь они совершили ряд вылетов на новом Av-135.1 со свастикой на хвосте и немецким регистрационным номером D-IBPP. Болгары остались довольны маневренностью и управляемостью истребителя, и в Софию ушел весьма хвалебный отзыв.

Королевские ВВС Болгарии уже эксплуатировали бипланы В 534 Франтишека Новотны, и руководство Министерства обороны решило заменить их на очередной истребитель этого конструктора. Подписанный с фирмой "Авиа" контракт включил покупку двенадцати Av-135, запчастей к ним и 62 моторов HS12Ycrs. Такое количество двигателей было необходимо потому, что болгары собирались выпустить дополнительно 50 истребителей по лицензии (под обозначением DARII) на своем заводе в Ловече.



Spoiler                     

Spoiler                     

Spoiler                     


Боевое применение

Все 12 машин поступили в летную школу истребителей в Дольна Митрополия, где пилоты переучивались на них с бипланов В534. В настоящих боевых действиях Av-135 проверить не удалось. Единственным боевым эпизодом в карьере этого самолета, остался скоротечный бой с американскими "Либерейторами" 30 марта 1944 г.

Подробности боя

Утром 30 марта 1944 г. четверка болгарских истребителей Avia Av-135 из летной школы, базирующейся на аэродроме Дольна Митрополия, выполняла обычный учебный полет. Группа находилась на высоте около 8000 м к юго-востоку от Софии, когда ее ведущий капитан Кростин Атанасов заметил в небе силуэты незнакомых бомбардировщиков. При сближении выяснилось, что это были "Либерейторы" В-24 американских ВВС, возвращающиеся после бомбардировки нефтеперерабатывающих заводов в Плоешти на свои итальянские базы через воздушное пространство Болгарии.

Болгария в то время была союзником Германии, и 6-й истребительный полк, в который входила четверка Av-135, оперативно подчинялась командованию Люфтваффе на Балканах. Естественно, что Атанасов тут же открыл боевые действия. "Либерейторы" шли на 300 м выше, и болгарские истребители, набрав скорость в пологом пикировании, атаковали американцев снизу, пройдя сквозь соединения бомбардировщиков.Оказавшись теперь сверху, группа Av-135 повторила атаку, спикировав на "Либерейторы". Третьего захода выполнить уже не удалось - высота вновь была потеряна, а пустые бомбардировщики довольно быстро удалялись. Сначала болгарским пилотам показалось, что они никого не сбили, но неожиданно один из "Либерейторов" сорвался в спираль, а в воздухе раскрылись пять парашютов. Как оказалось в дальнейшем, это была единственная воздушная победа, одержанная на истребителе Авиа Av-135. А Болгария осталась единственной страной, имевшей на вооружении этот самолет чехословацкого производства.

Последний истребитель Франтишека Новотны получился, в общем, неплохим самолетом, хотя мотор мощностью 860 л. с. был для него слабоват. И кто знает, какая судьба ожидала бы Av-135, если бы Новотны имел в своем распоряжении более мощный двигатель, а Чехословакия осталась бы в то время независимой страной. Но чехословацкие ВВС так и не получили на вооружение перспективный моноплан.


Сообщение отредактировал izobeer: 15 июн 2012 - 14:12


RenamedUser_6756653 #2 Отправлено 15 июн 2012 - 14:10

    "Der Adler"

  • Альфа-тестер
  • 0 боев
  • 1 416
  • Регистрация:
    19.05.2012
ЛТХ под спойлер загони.

C06YTbIJIbHUK #3 Отправлено 15 июн 2012 - 14:47

    Волки в небе!

  • Игрок
  • 0 боев
  • 1 252
  • [BG-2] BG-2
  • Регистрация:
    08.08.2011
860 л.с. мало? :Smile_ohmy:
Альянс кланов "Black Guards". Сайт альянса: Чёрная-гвардия.рф

sosnodub #4 Отправлено 15 июн 2012 - 14:49

    Круглый няшный кот=)

  • Альфа-тестер
  • 0 боев
  • 1 038
  • Регистрация:
    20.01.2012
Норм :Smile_great:

DENOMEN #5 Отправлено 15 июн 2012 - 15:00

    Мл. сержант

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 163
  • Регистрация:
    26.01.2012
интересная инфа.+

popudra #6 Отправлено 15 июн 2012 - 15:50

    Ефрейтор

  • Альфа-тестер
  • 0 боев
  • 95
  • Регистрация:
    13.10.2011
Зачет!

Abaz (03.10.2011 0:06:17) Говорят, каждый рэдовец обязан писать что Рэд - ноггибает!! Иначе Мункисс не вернет ему паспорт!

  DxDiag.txt   30,98К

MarconiNN #7 Отправлено 15 июн 2012 - 17:42

    Мл. сержант

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 157
  • Регистрация:
    29.12.2011
Здорово :Smile_great:

Alex_398 #8 Отправлено 26 июн 2012 - 14:29

    Ст. сержант

  • Альфа-тестер
  • 0 боев
  • 611
  • Регистрация:
    08.08.2011
Тема интересная, но лучше сразу посетить первоисточник, статью "Чехословацкие истребители B-35 и Av-135", текст которой, один в один, копипастой  был перенесен на этот форум, с добавлением двух заголовков про Болгар, ибо там красочнее оформлено.
ТС, не мешало бы, в будущем  указывать ссылки на источники информации, которая послужила "фундаментом ваших трудов".

ЗЫ: хоть и тема не отработана и оформлена "убого", но только за идею разместить на форуме статью о Чехословацких истребителях, прообразах Як-1 и Як-1м, ТС заслужил +.

"Find your enemy and shoot him down - everything else is unimportant."

cuber20102 #9 Отправлено 26 июн 2012 - 14:31

    Ефрейтор

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 32
  • Регистрация:
    26.01.2012
классно сделал + тебе!





Количество пользователей, просматривающих этот форум: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных