Перейти к содержимому


Ил-2


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 904

worys #901 Отправлено 08 авг 2011 - 22:36

    Ефрейтор

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 17
  • Регистрация:
    08.08.2011

*
Популярное сообщение!

Изображение

Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ Ильюшина под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.
В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod) (дословно: "Чёрная смерть)".).
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в войне с Японией. В 1940 году началось серийное производство. Первые серийные Ил—2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Некоторое время в течение 1941-42 годов самолёт выпускался заводом №381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.
Прототип — БШ-2 (Заводское наименование ЦКБ-55) совершил первый полёт 2 октября 1939 года (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки).

http://s2.ipicture.ru/uploads/20110808/thumbs/vD7af6iE.jpg http://s2.ipicture.ru/uploads/20110808/thumbs/I3Z8S4lN.jpg


Конструкция
-----------------------------------------------------------------------------------------
http://i54.tinypic.com/e7cc2d.gif
Планер
Одномоторный моноплан смешанной конструкции с нижним расположением крыла. Главная особенность — включение брони в силовую схему планера самолёта. Броня корпуса заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус — клёпаный из гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), закрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты (на прототипе бронекорпус защищал также бортстрелка). Прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64 мм и выдерживала 7,62 мм бронебойную пулю с нулевой дистанции.

Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года. Однако, изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной бронёй марки «ХД», толщиной 12 мм(+6 мм бронеспинка), входившей в схему бронекорпуса.
Бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта — Ил-10, выпуск которой был начат в 1944.

Двигатель
АМ-38 — поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина.

Вооружение
2 пушки в консолях крыла (первоначально — 20 мм ШВАК, в основной серии — 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте — 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм.
2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
Авиабомбы, контейнеры ПТАБ
реактивные снаряды РС-82 или РС-132
в качестве оборонительного вооружения на двухместных вариантах устанавливался пулемёт УБТ калибром 12,7 мм.

Модификации
Выпускался в одноместном (пилот) и двухместном вариантах (пилот и воздушный стрелок). Различные технологические и конструктивные изменения вносились постоянно, например в конце 1941 года на некоторые экземпляры из-за нехватки материалов ставили хвост из дерева, с дополнительными внешними рёбрами жёсткости. Менялось бронирование, вооружение.
  Ил-2 (одноместный) — серийная модификация штурмовика, не оборудованного кабиной для заднего стрелка; в связи с большими боевыми потерями одноместного варианта в некоторых авиационных частях предпринимались успешные попытки переоборудования одноместного Ил-2 в двухместный[5];
  Ил-2 (двухместный) — серийная модификация, оборудованная кабиной стрелка с фонарём и пулеметами ШКАС или УБТ, смонтированными на полутурельной установке;
  Ил-2 АМ-38Ф — штурмовик с форсированным мотором АМ-38ф, имевший, по сравнению с АМ-38-м, большую взлётную мощность (на 100 л.с.). Первый одноместный серийный Ил-2 (зав. № 182412) с опытным мотором АМ-38ф поступил для снятия лётных данных по программе приёмо-сдаточных испытаний серийных самолётов с дополнением по испытанию работы ВМГвЛИС 18-го авиазавода 31 июля 1942 года.
С января 1943 года моторы АМ-38ф стали устанавливаться на все серийные штурмовики Ил-2, как одноместные, так и двухместные, на всех авиазаводах, выпускавших эти самолёты. К январю 43-го 24-му авиамоторному заводу удалось изготовить 377 моторов АМ-38ф.
С января 1943 года двухместный Ил-2 с мотором АМ-38ф пошёл в крупносерийное производство, а уже с 1 февраля все основные производители «Илов» — 1-й, 18-й и 30-й авиазаводы — полностью перешли на его выпуск.
  Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») — серийная модификация Ил-2 АМ-38Ф с тем же двигателем АМ-38Ф, но форсированным до 1720 л. с., с некоторыми аэродинамическими и конструктивными улучшениями.
Вместо металлического бака устанавливались фибровые протектированные бензобаки, в которых большинство мелких пробоин через некоторое время затягивалось специальным составом-протектором, имеющим свойство загустевать на открытом воздухе.
С целью улучшения устойчивости Ил-2 в полёте и управления на самолёты Ил-2 АМ-38ф устанавливались амортизационные пружины и контрбалансир в системе управления рулём высоты, разработанными в ЛИИ НКАП М. Л. Милем (впоследствии Главный конструктор вертолётов).
Контрбалансир уравновешивал силы инерции, возникающие от весовой компенсации руля высоты при криволинейном полёте. Амортизационная пружина предназначалась для повышения запаса продольной динамической устойчивости штурмовика при полёте с брошенной ручкой управления — натяжение амортизационной пружины создавало постоянно действующую силу, возвращающую руль высоты в исходное положение при изменении режима полёта самолёта под действием внешних сил.
Для улучшения центровки самолёта Ил-2 концы консолей крыла поданы назад, что возвращает центровку самолёта до центровки одноместного самолёта Ил-2, то есть до 28,0 %. Вместо деревянного крыла произведена установка металлического крыла, которое повышало живучесть и улучшало ремонтно-эксплуатационные качества Ил-2. К концу 1944 года заводами № 18, 1 и 30 было отправлено в части ВВС КА 7377 модифицированных штурмовиков Ил-2 с металлическими крыльями стрельчатой конструкции, при этом авиазавод № 1 выпускал Ил-2 и с деревянным крылом;
  Ил-2 М-82 — опытный вариант одноместного штурмовика, оборудованный мотором воздушного охлаждения М-82 с взлётной мощностью 1675 л.с. Заводские испытания одноместный Ил-2 М-82ИР успешно прошёл к середине августа 1942 года (отчёт по испытаниям утвёржден 18 августа 1942 года), однако на государственные испытания штурмовик не передавался и в дальнейшем все работы по нему были прекращены. В серию не пошёл;
  Ил-2 ШФК-37 — опытный одноместный вариант штурмовика с мотором АМ-38, вооружённый, помимо двух крыльевых пулемётов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б. Г. Шпитального ШФК-37 (Шпитальный, фюзеляжно-крыльевая, калибра 37 мм). 9 штурмовиков принимали участие в боевых действиях 688-го ШАП 228-й ЩАД 16-й ВА с 27 декабря 1942 года по 23 января 1943 года под Сталинградом при ликвидации немецкой окружённой группировки в полосе 65-й армии генерал-лейтенанта П. И. Батова. Боевые действия велись с полевых аэродромов сх. «Пролетарий», затем станицы Качалинская. В серию не пошёл;
  Ил-2 НС-37 — серийная модификация двухместного Ил-2 АМ-38Ф на который с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации устанавливались две пушки калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном.
  Ил-2 НС-45 — опытный экземпляр самолёта Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками НС-45. Полигонные испытания Ил-2 с НС-45 показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в воздухе по малоразмерным целям. Главным образом из-за сильной отдачи пушек при стрельбе — максимальная сила отдачи авиапушки на наземном станке достигала 7000 кг. В серию не пошёл.
  Ил-2М/Ил-4 — Эта разработка была начата после захвата Смоленска немцами 16 июля 1941 года, что привело к угрозе захвата Москвы и вынужденной эвакуации завода, производившего двигатели А. Микулина АМ-38 за Урал. Появился риск нехватки этих моторов. Однако, с мая 1942 года в Перми развернулось производство мотора М-82 мощностью 1676 лс. Этот мотор был доступен в количествах, достаточных для того, чтобы подвигнуть ОКБ Ильюшина к разработке варианта Ил-2 под новый двигатель. Мотор М-82 устанавливался несколько ниже и без бронирования (так как он имел воздушное охлаждение) и, следовательно, был менее уязвим для огня противника. Вместе с тем было бронировано место воздушного стрелка с пулеметом УБТ. Самолёт имел новый винт с коническим коком и увеличенные до 724 литров топливные баки. По своим характеристикам Ил-4 незначительно уступал исходному Ил-2, но к тому времени стало ясно, что перебоев с моторами АМ-38 не будет. Проект был прекращён, а обозначение Ил-4 перешло к дальнему бомбардировщику ДБ-3Ф.
  Ил-2Т — по неподтверждённым пока данным модификация могла нести торпеду, ради чего пришлось пожертвовать пушками. Из стрелкового вооружения остались 3 пулемёта: 2 крыльевых и пулемёт заднего стрелка. Однако до сих пор не обнаружены документы подтверждающие существование данной модификации, хотя существуют многочисленные авиамодели и модификация используется в компьютерных играх.

Боевое применение
-----------------------------------------------------------------------------------------

Тактика
Атака с:
- малых высот (400—1000 м) на пологом пикировании
- бреющего полёта на высотах 15-50 м, малая высота, высокая угловая скорость и складки местности должны были защищать самолёт от огня зенитных орудий, в то время как броня защищала его от стрелкового огня вражеской пехоты.
Эффективность
Наименее эффективным средством поражения бронетанковой техники противника в начальный период войны являлись авиабомбы. 25 июня 780 самолёто-вылетов позволило уничтожить лишь 30 танков, 16 орудий и 60 автомашин с живой силой (Полынин Ф. П. Боевые маршруты. М.,1972) При полигонных испытаниях «три летчика 245-го шап, имевшие боевой опыт, смогли добиться всего 9 попаданий в танк при общем расходе боеприпасов в 300 снарядов к пушкам ШВАК и 1290 патронов к пулеметам ШКАС» («Техника и вооружение» 2001, № 7). При этом наилучшие результаты достигались при использовании фугасных авиабомб типа ФАБ-100. Однако ФАБ-100 пробивала 30-мм бортовую и кормовую броню немецких средних танков только на расстоянии 5 м и ближе. А при ударе о землю бомбы рикошетировали и разрывались вдали от цели. Кроме того, при низкой точности бомбометания использование ФАБ-100 было малоэффективно. При ударе с бреющего полёта группой из 4—6 самолётов первая часть самолётов вынуждена была использовать ФАБ-100 с замедлением взрывателей в 22 секунды (чтобы взрыв не повредил летящие следом самолёты), так что цели за это время успевали отъехать на значительное расстояние от места падения бомбы.
Наиболее эффективным противотанковым оружием в начальный период войны показали себя капсулы с белым фосфором, которые массово сбрасывались на танковые колонны. Однако, фосфор оказался очень «капризным» в плане влажности, температуры и ветра, вследствие чего применялся очень ограниченно. В 1943 году во время боёв на Курской Дуге в арсенале Ил-2 появились ПТАБ (противотанковые авиабомбы) с кумулятивной боевой частью, которые снаряжались в контейнеры по 48 штук. Примерно на этот период приходятся упоминания о прозвище «Чёрная смерть» в немецких частях (на немецком Schwarzer Tod — чума). Сброс их на скорости 340—360 км/ч с высоты 200 м давал разброс около 1 бомбы на 15м2 и полосу сплошного поражения ~30х100 м. В первые дни эффективность была поразительной (до 6-8 танков с 1-го захода). Однако уже через неделю изменение построений немецких танков на марше резко понизило эффективность данных боеприпасов, а так как расход полного боекомплекта на поражение 1-2х танков (при успешном заходе) уже не считался целесообразным, предпочтение было отдано авиапушкам. Несмотря на то, что в годы войны было изготовлено 12370 тысяч ПТАБ-2,5-1,5, их не упоминают немецкие источники. Суммарные потери немецких танков по российским официальным данным, составили 32,5 тыс. ед.[10], причем большая их часть была уничтожена ИПТАП и танками РККА. Косвенно это говорит об ограниченной эффективности применения данного боеприпаса Ил-2.
Боевое применение Ил-2 затруднялось отсутствием, в начальный период войны, соответствующих инструкций и наставлений:

Цитата

Не знаю, как это получилось, но не только в частях, но в самом управлении 8-й воздушной армии не было необходимых документов по боевому применению Ил-2. А раз так, то лётчики действовали по своему разумению, часто не самым рациональным способом.
— Из воспоминаний маршала авиации И. И. Пстыго
Кроме того, самолёт не имел прицельного оборудования позволявшего сбрасывать бомбы более-менее точно — вероятность попадания одной авиабомбой в объект площадью 2000 квадратных метров (больше эсминца) была 3,5 % при высоте бомбосбрасывания в 50 м, и 2,3 % — при бомбовом ударе с высоты 200 м. Такая точность делала крайне затруднительным попадание не только в окоп, но и в артиллерийскую батарею (чьи площади на порядок-другой больше).
Стрельба из пушки ШВАК с прицеливанием по отдельному танку из состава колонны на испытаниях в НИИ вооружений ВВС обеспечила в трёх вылетах при общем расходе 553 снарядов 20 попаданий в колонну танков (3,6 %), из них лишь 6 попаданий в танк точки наводки (1,0 %), остальные — в другие танки из состава колонны. При стрельбе из пушки ВЯ-23 при общем расходе 435 снарядов в 6 вылетах пилоты 245-го ШАП получили 46 попаданий в колонну танков (10,6 %), из них 16 попаданий в танк точки наводки (3,7 %). Однако, противодействие противника в реальном бою снижало шансы на попадание в цель. Кроме того, броню немецких средних танков бронебойные снаряды ВЯ не пробивали ни с одного направления атаки. При этом даже относительно мощные осколочные 23-мм снаряды Ил-2 содержали всего 10 г взрывчатого вещества, то есть поражение даже небронированных целей ими могло быть достигнуто только прямым попаданием.
Тяжелой и неразрешенной проблемой была также защита стрелка. Первый прототип Ил-2 имел двухместный бронекорпус. Но военное руководство решило, что такой самолёт должен быть одноместным — в серию самолёт пошёл одноместным. В первые годы войны штурмовики (а их пилоты не обучались даже основам воздушного боя), зачастую лишённые истребительного прикрытия, при встрече с истребителями противника пытались отрываться на бреющем полёте. Данный приём приводил к массовым потерям, и пилоты требовали размещения стрелка. Такая модернизация часто производилась прямо в частях, место для стрелка вырезалось позади бронекорпуса и его защита вообще отсутствовала. С 1942 появилась двухместная заводская версия, но из-за проблем с центровкой стрелок был защищён 6 мм бронеплитой (для сравнения задняя стенка бронекорпуса 12мм) только со стороны хвоста. Следствием недостаточной защищённости являлась высокая смертность среди стрелков: за время проведения войсковых испытаний на 8 поражённых стрелков вышел из строя всего 1 пилот. В среднем по статистическим оценкам, при атаке истребителем вероятность поражения стрелка была 2-2,5 раза выше, чем защищаемого им самолёта, хотя от зенитного огня это соотношение было 1:1. Следует отметить, что потери Илов от истребителей на всём протяжении войны были ниже, чем потери от зенитной артиллерии, а с 1943 вылеты штурмовиков производились только с истребительным прикрытием. Это снижало значимость стрелка в составе экипажа, и с 1944 опытные пилоты часто летали без стрелков. Тем не менее следующий штурмовик Ил-10 строился изначально двухместным, как и реактивные проекты Ильюшина (Ил-40, Ил-102).

История боевого применения
Боевое применение столь необычного самолёта, как Ил-2 столкнулось с массой проблем: технических, тактических, в подготовке пилотов и так далее. Первые результаты боёв были неудачными

Цитата

Подводя итоги 1941 г. можно утверждать, что это был один из самых трагических периодов в истории экипажей «Штурмовиков». Пилотов поспешно переучивали на эти самолёты и кидали на фронт, где их сбивали в массовых количествах
…Например один из полков, 280 ШАП в течение трёх дней второй декады октября потерял 11 самолётов. Только 10 октября из вылета не вернулись три из пяти машин этого полка, а те которые добрались до своего аэродрома, находились в плачевном состоянии.
— «Война в воздухе» № 7,8 Ил-2/10
С учётом высокого риска применения Ил-2, звание Героя Советского Союза присваивалось уже за 10 боевых вылетов[14]. По другим данным, до 1943 года звание Героя Советского Союза присваивалось за 30 боевых вылетов, а после 1943 года этот ценз увеличили до 80.
В соответствии с официальной статистикой Штаба ВВС Красной Армии из примерно 1500 Ил-2 направленных в части до 31 декабря 1941 года было потеряно 1100[14]. Тем не менее, Ил-2 имел достаточное хорошее бронирование, и значительная часть от общего числа потерь составляли небоевые потери: аварии вследствие манёвров на слишком малой высоте при плохих погодных условиях[15].
Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери[16]. Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолёты. Причина этого — тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии. По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 процентов от общего количества самолёто-вылетов[17]. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 процентах самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй.

Отзывы ветеранов
-----------------------------------------------------------------------------------------
Валентин Григорьевич Аверьянов (лётчик, Герой Советского Союза):

Цитата

Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие — это была отличная машина… Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 кг бомб, редко 600 — не взлетал. Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но мне кажется, он им и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! То же относится и к РС — летели, пугали. Самое точное оружие штурмовика — это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось лететь и с 37-миллиметровыми пушками НС-37. Когда из них стреляешь, самолёт останавливается — очень сильная отдача. Удовольствия никакого, но мощное, конечно, оружие
Николай Иванович Пургин (лётчик, Герой Советского Союза):

Цитата

… Ил-2 был устойчив к повреждениям, но утюг. Горку на нём не сделать, тысячу метров с бомбами набираешь минут десять… Пикировать градусов под 45-60 он мог.
Штангеев Николай Иванович (лётчик):

Цитата

Машина, конечно, не манёвренная, но очень живучая. Самолёт сохранял устойчивость в полёте, даже имея серьёзные повреждения. Обзор из кабины был отличный, да и сама кабина просторная.
Усов Валентин Владимирович (механик, воздушный стрелок):

Цитата

Я думаю, что на то время это был единственный самолёт, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую манёвренность и броневую защиту… Конечно, 20-миллиметровый снаряд броня не держала, но на рикошет уходило очень много попаданий… Кроме того, бронекорпус и не полностью убирающиеся колёса позволяли сажать машину на живот. При этом, естественно, масляный радиатор сносило, но такие повреждения возможно было исправить в полевых условиях. Единственный недостаток, который я могу выделить, — низкая эксплуатационная технологичность.
Камуфляжи

http://s2.ipicture.ru/uploads/20110808/thumbs/MXBRkWAF.jpg

http://s2.ipicture.ru/uploads/20110808/thumbs/Thm9717T.jpg

http://s2.ipicture.ru/uploads/20110808/thumbs/m7Bm5UVl.jpg

http://s2.ipicture.ru/uploads/20110808/thumbs/1XS9xjB8.jpg

Тема про ИЛ 10

condor33 #902 Отправлено 29 окт 2012 - 15:26

    Ефрейтор

  • Бета-тестер
  • 1 бой
  • 21
  • Регистрация:
    08.08.2011

Просмотр сообщенияPak (29 Окт 2012 - 12:41) писал:

Да ладно вам свистеть, если на эту кроху подвесить бомбу весом в 1 тонну, то у него стойки шасси сложатся  :Smile_trollface:
Ну конечно  :)


Вот 500 кг
http://vadimvswar.na...90/Fw190038.jpg

Вот 1000 кг
http://vadimvswar.na...90/Fw190039.jpg


Просмотр сообщенияPak (29 Окт 2012 - 12:41) писал:

Максимальная бомба, которую на него пробовали вешать это 1000 фунтов = 453кг, и то у него длинна разбега получалась такая, что мало какой аэродром мог выпускать штурмовики с такой бомбовой загрузкой)).

Я и не знал, что у немцев фунт являлся единицей измерения веса  :Smile_teethhappy:

Просмотр сообщенияPak (29 Окт 2012 - 12:41) писал:

Кроме того если у фоккера были кумулятивные снаряды для бортовых пушек, то у Ил-2 были кассетные кумулятивные бомбы, которые гарантированно уничтожали любой танк при прямом попадании, в отличие от пушек фоккера.

Это перл  :Smile_veryhappy:

Несколько преувеличивалась в советской литературе эффективность и такого противотанкового оружия Ил-2 как появившиеся летом 1943 г. 1,5—2,5 кг кумулятивные противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5. Правда, советские конструкторы на этот раз оказались выше всяческих похвал. Одного попадания ПТАБ-2,5-1,5 было достаточно, чтобы вывести из строя (в большинстве случаев – безвозвратно) любой немецкий танк или самоходное орудие – а на борту штурмовика могло поместиться от 192 до 220 таких бомб. При сбрасывании их с горизонтального полета на скорости 340—360 км/ч с высоты 200 м в каждые 15 квадратных метров полосы длиной 190—210 м и шириной 15 м попадала одна ПТАБ80. А так как самые распространенные в 1943—1945 гг. в вермахте средние танки PzKpfwIV Ausf.G, H и J и тяжелые PzKpfwV «Пантера» занимали площадь соответственно около 17 и около 23 квадратных метров81, один Ил-2 в одном заходе гарантированно уничтожал ПТАБами все машины этих типов, оказавшиеся в пределах указанной полосы! И в первые дни Курской битвы – когда были впервые применены кумулятивные бомбы – эффективность ударов Ил-2 по танкам действительно значительно возросла. Так, 7 июля 1943 г. два удара 79 самолетов 1-го штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии Воронежского фронта по скоплению техники мотопехотной дивизии СС «Тотенкопф» в районе Сырцево – Яковлево (на южном фасе Курской дуги) привели – как показала в тот же день дешифровка фотоснимков поля боя – к поражению более 200 танков, самоходок и бронетранспортеров. Эта цифра, по-видимому, является все-таки завышенной, но о безусловном росте в те дни потерь немецких танков от ударов Ил-2 свидетельствует и признание Ф.фон Меллентина, возглавлявшего тогда штаб наступавшего на южном фасе Курской дуги 48-го танкового корпуса вермахта. 5 июля 1943 г., указывает он, в мотопехотной дивизии «Великая Германия» «многие танки стали жертвой советской авиации»8; по-видимому, это была работа 291-й штурмовой авиадивизии 2-й воздушной армии, чьи Ил-2 также использовали кумулятивные бомбы. Не случайно и то, что уже через несколько дней после начала Курской битвы немецкие танкисты перешли к значительно более рассредоточенным походным и предбоевым порядкам...
Но вот эти-то новые боевые порядки немецких танковых войск и снизили – буквально в самом начале! – эффективность применения «горбатыми» ПТАБов сразу в 4—4,5 раза – так, что она стала лишь в 2—3 раза выше, чем при использовании против танков фугасных бомб. А на стоянках немецкие танкисты стали располагать свои машины под деревьями, легкими сеточными навесами и устанавливать над крышей башни и корпуса легкие металлические сетки. Излишне чувствительный взрыватель ПТАБ срабатывал уже при соприкосновении с ветвями и сетками, кумулятивная струя ударяла в пустоту – и танк оставался невредим... Опыт войны (напомним, что в 1943—1945 гг. результаты ударов Ил-2 уже можно было определять более или менее точно – обследовав район их действий) показал, что и при использовании ПТАБов для гарантированного уничтожения одного немецкого танка после первых дней Курской битвы нужно было выделять уже от 18 до 30 штурмовиков. А поскольку обычная численность вылетавших на боевое задание групп Ил-2 во второй половине 1943—1945 гг. не превышала 12—36 самолетов (и лишь иногда доходила до 50—60), то среднестатистический результат одного удара «горбатых» по немецким танкам и в конце войны не должен был превышать 1—2 уничтоженных бронеединиц.

Просмотр сообщенияPak (29 Окт 2012 - 12:41) писал:

А Ил-2 помимо 350кг бомб (с перегрузкой 500кг) тащил на себе еще и 8 РС.
Что по поводу РСов, сами ветераны признают, что они были неэффективны из-за ужасной точности, ими "больше пугали".

Просмотр сообщенияPak (29 Окт 2012 - 12:41) писал:

Сколько выпустили Ил-2 и сколько Fw-190 в штурмовой модификации?

Да давно уже ясно, что немцев числом завалили.

Pak #903 Отправлено 29 окт 2012 - 16:03

    Virtute et constantia

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 2 881
  • Регистрация:
    26.01.2012
Ну, описанная вами эффективность Ил-2 весьма высока, была бы больше немцы к 44-му остались бы без танков вообще.
А по поводу грузоподъемности фоккера... Был не прав, перечитал пару статеек, даже у Пе-2 бомбовая нагрузка всего 1000кг, на FW-190 могла доходить до 1800(в перегрузке). Но при этом:
Fw-190G-1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 - модификации истребителя-бомбардировщика (фронтового бомбардировщика) разработаны для замены устаревших пикирующих бомбардировщиков Ju-87. Стрелково-пушечное вооружение этих самолетов состояло из двух пушек, максимальная бомбовая нагрузка была доведена до 1800 кг. Использование Fw-190 в качестве бомбардировщика было связано с большими потерями, так как из-за отсутствия задней огневой точки они были беззащитны от атак с задней полусферы (как это имело место в случае одноместных советских штурмовиков Ил-2).
Этот самолет к штурмовикам отношения не имеет.

Fw-190F-1, 2, 3, 8, 9 - мощное вооружение и хорошая броневая защита позволяли использовать истребители Fw-190 в качестве штурмовиков. Соответствующее переоборудование самолетов производилось с помощью переделочных комплектов. В связи с этим возникла мысль выпускать Fw-190 сразу в варианте штурмовика. Первая чисто штурмовая модификация Fw-190F-1 была разработана на базе Fw-190A-4 в конце 1942 года. На самолете было установлено дополнительное бронирование двигателя и кабины пилота, а также смонтированы бомбодержатели. Внешние крыльевые 20-мм пушки на самолетах этой модификации не устанавливались. Последующие штурмовые модификации также создавались на базе находящихся в производстве модификаций истребителя. На многих из них была предусмотрена подвеска дополнительных топливных баков. Вес бомбовой нагрузки достиг 1000- 1100 кг.

Это уже штурмовик. Имеет большую чем Ил-2 бомбовую нагрузку, но меньший вес секундного залпа бортового вооружения делало его менее эффективным при действии на малых высотах. Да и выпущено их было значительно меньше чем Ил-2 и потери их были не намного меньше. а значит большой роли они в отличие от советского штурмовика не сыграли.

Цитата

Имхо, ил-2 был куда эффективнее. Штурмовые модификации фоки (с навешанным бронированием и бомбодержателями) теряли свой главный козырь - скорость. Абсолютно любой истребитель из состоящих на вооружении в ВВС КА в начале 44г. мог догнать их (FW-190F у земли с бомбодержателями - 500 км/ч ; с WEP - 520 км/ч). Стрелок защищающий же самолет с задней полусферы отсутствовал.
При этом они были слабо бронированны (по сравнению с Ил2) и не обладали достаточной мощью несомого вооружения (2хSC50+1хSC250 бомбовой нагрузки в норме у FW190; 4хФАБ100+4хРОФС-132 в норме у Ил-2 Тип3).
Ил-2 был достаточно эффективным противотанком при загрузке ПТАБами, нес БРС-132 (после появления ПТАБов практически не применялись из-за малой эффективности). FW190 из противотанкового вооружения нес только ракеты панцерблиц/панцершрек. Кстати, пацзерблитц это чуть переделанная БРС-82, которую наши из-за малой мощности и большого рассеивания на штурмовиках применяли очень редко, про эффективность пехотного панцершрека подвешенного на самолет вообще скромно умолчим  .
В конце концов, в условиях абсолютного господства в воздухе ВВС КА, эти фоки стали применяться как простые ИБ (перестали бронировать снизу и спереди), т.е. пикирование, сброс куда попало, бегство со снижением. Самолета поддержки войск так и не получилось.

Сообщение отредактировал Pak: 29 окт 2012 - 16:24


RenamedUser_164812 #904 Отправлено 29 окт 2012 - 16:15

    Старшина

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 1 705
  • Регистрация:
    26.01.2012

Просмотр сообщенияCondor33 (29 Окт 2012 - 15:26) писал:

Да давно уже ясно, что немцев числом завалили.

Угу. Да так, что у немцев немцы кончились. Даже на Западе эта байка про "трупами завалили" уже не популярна.
Airplanes are interesting toys but of no military value.
- Marshal Ferdinand Foch, 1911.


Никогда не мотай на ус то, что тебе вешают на уши...

Pak #905 Отправлено 29 окт 2012 - 16:43

    Virtute et constantia

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 2 881
  • Регистрация:
    26.01.2012

Просмотр сообщенияGranit73 (29 Окт 2012 - 16:15) писал:

Угу. Да так, что у немцев немцы кончились. Даже на Западе эта байка про "трупами завалили" уже не популярна.
Согласен. Высокие потери РККА обусловлены в основном начальным этапом войны когда у русских были определенные проблемы в организации войск и эвакуации производств и во время первых наступательных операций. Потом уже научились расстреливать из гаубиц все что не сдавалось и наступать неся потери в целом не намного большие чем обороняющиеся, хотя нормальное соотношение потерь 1 обороняющийся на 3 атакующих. В авиации вообще все пучком было. Начиная с курской дуги потери были не больше чем у немцев (а боевые даже меньше), даже учитывая то что сбитие вражеских самолетов не было приоритетной задачей в отличие от немцев, а значит авиация действовала куда как более эффективно чем немецкая.

Сообщение отредактировал Pak: 29 окт 2012 - 16:45


Muctepukc #906 Отправлено 29 окт 2012 - 19:17

    Пилот-инструктор

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 1 424
  • Регистрация:
    08.08.2011

Просмотр сообщенияCondor33 (29 Окт 2012 - 15:26) писал:

Да давно уже ясно, что немцев числом завалили.
О да, ведь на один немецкий самолёт приходилось аж полтора советских :Smile_veryhappy:
Американцы за войну и то больше построили.
Медали из статы альфа-тестера - "Сладкая месть"(4); "Не читайте советских газет!"(2); "Не слушайте советское радио!"(1); "Йа Гастелло!"(4 степень); "Йа Чкалов!"(4 степень); "Почётный лесоруб"(4 степень); "Русский Бильярд"




Количество пользователей, просматривающих этот форум: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных