Перейти к содержимому


Окраска и опознавательные знаки самолетов СССР


  • Пожалуйста, авторизируйтесь для того, чтобы ответить
Сообщений в теме: 111

zoom70 #1 Отправлено 18 Авг 2011 - 10:23

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011
Основу первых авиачастей Красной Армии составляли самолеты дореволюционного времени. Они сохранили традиционные схемы окраски производителей: серебристые «Ньюпорты» красились лаком с добавлением алюминиевой пудры, желтые «Спады» - покрывались только лаком без пудры. Аналогичные схемы окраски имели самолеты отечественной постройки.  
Трофейные английские самолеты, захваченные у Белой Армии, были покрашены сверху и с боков в зелено-коричневый защитный цвет, а снизу машины имели светло-желтый цвет полотна, покрытого аэролаком, такой же, как у «Спадов». Из за сложности с покраской металлических деталей капоты и другие элементы либо не красились совсем, либо покрывались лаком.

http://retrospicere....k998-pic71b.jpg

Серебристая покраска самолетов сохранялась вплоть до 1925 года, когда были начаты работы по созданию камуфляжной окраски, которая  позволила снизить заметность самолетов на земле и в воздухе. Все верхние и боковые поверхности покрывались масляной краской или нитроцеллюлозным лаком зеленого цвета, нижние — серого. Тон для нижних поверхностей правильнее определить как серо-голубой, поскольку среди входящих в лак пигментов присутствовало значительное количество берлинской лазури. Зелень должна была снизить степень заметности самолетов на земле, а серо-голубой колер — в воздухе (от наблюдателей с земли). Стойки шасси, колпаки колес, межкрыльевые стойки и стойки кабана покрывали зеленой краской. Трубы осей шасси имели черный цвет. Бомбодержатели и турели, появившиеся на советских машинах в 1925 г., поначалу тоже красили черной эмалью. С 1928 г. ввели обязательное покрытие бесцветным масляным лаком алюминиевых деталей внутри фюзеляжа для защиты от коррозии. На металле краски и лаки того времени держались плохо, поэтому такие детали из листового алюминия, как панели капотов моторов или колпаки спицованных колес, часто не красили совсем. В декоративных целях их иногда полировали, причем встречалась полировка «под рыбью чешую» — небольшими кружками. Эта схема просуществовала очень долго — до конца эры поршневых самолетов.

http://img.wp.scn.ru...17/pics/1_3.jpg

В 1927 г. Бурче и Воробьевым-Москвиным был разработан экспериментальный четырехцветный камуфляж. На всех верхних и боковых поверхностях наносились крупные поля темно-фиолетового, средне-зеленого, светло-коричневого и желто-зеленого (хаки) цветов. Однако результаты оказались неутешительными. Заметность самолетов, наоборот, повысилась. Цвета были слишком яркими, линии раздела их — слишком резкие.
В октябре 1936 г. проводились сравнительные испытания трех вариантов экспериментального камуфляжа. Верхнее крыло и фюзеляж покрыли мелкими круглыми пятнами диаметром 70 — 90 мм. В определенной последовательности чередовались шесть цветов с асимметрией и частичным наложением. Мелкие пятна располагались группами с преобладанием какого то основного колера. На первой машине использовали темно-зелено-коричневую, зеленую, коричневую, светло-зеленую, желто-зеленую и «защитную»эмаль, на второй — темно-сине-зеленую, зеленую, светло-зеленую, светло-коричневую и «защитную». Третий самолет сверху и с боков покрасили крупными неправильными пятнами черного, светло-коричневого и «защитного» цветов. Эти три машины сравнивали со стандартной окраской. Испытания на аэродроме НИИ ВВС показали, что стандартный вариант — самый неэффективный. В дальнейшем упор сделали на отработке крупнопятнистого камуфляжа. В 1939 г. испытания двух-, трех-, четырех-и пятицветных схем вели на самолетах И-16, И-153 и СБ. Появилась теория основной (базовой) и временной маскировочной окраски. Заводы должны были выпускать самолеты в базовой окраске — «защитной» сверху и с боков и серо-голубой снизу. На период маневров или боевых действий поверх нее наносились пятна казеиновой (легко смывающейся) матовой краски.
В результате крупнопятнистый камуфляж в ГУ ВВС КА одобрили, но не сразу. 3 мая 1940 г. Комитет Обороны издал постановление о переходе всех типов военных самолетов на окраску в новый вариант зелено-голубой схемы. Было предписано красить верхние и боковые поверхности в «зеленоватый цвет (под цвет травы)», а нижние — в «бледно-голубоватый под цвет облаков)». Крупнопятнистый же камуфляж, использовавший черные и зеленые пятна, вели в ВВС только летом 1941 г.

http://img.wp.scn.ru...57/pics/1_2.jpg

Зимой самолеты с зелено-голубой окраской резко выделялись на белом снегу. Заметность их пытались уменьшить чехлами и маскировочными сетями с белой тканью. Но эти средства были пригодны только на стоянке. А военные хотели также снизить заметность самолетов при рулении и в полете на малых высотах. В марте 1935 г. впервые провели испытания временной зимней окраски. Машины покрыли белой краской с бесцветным лаком. В ходе Великой Отечественной войны временная зимняя окраска получила широкое распространение.

http://img.wp.scn.ru...5/pics/1_62.jpg

Морские самолеты красились аналогично, но нижняя часть поплавков и фюзеляжа, соприкасавшиеся с водой, красились защитным черным лаком. У летающих лодок весь планер предварительно грунтовался «серебрянкой», а затем покрывался свинцово-серой «морской шаровой» краской.
Опытные образцы деревянных самолетов имели три варианта окраски: серебристый со всех сторон, светло-серый или зелено-голубой по нормам ВВС, действовавшим в тот период. Но иногда цвет  машин был очень ярким. Например, третий опытный экземпляр И-15 (ЦКБ-39) был целиком красным, так же как второй И-5. У первого опытного образца ДИ-6 красными были крылья, капот двигателя и частично борта фюзеляжа. Позже свой особый стиль нашел А.С. Яковлев. Его опытные машины обязательно были красными, с характерным полосатым бело-красным рулем направления.

http://img.wp.scn.ru...9/pics/1_18.jpg

Появление цельметаллических самолетов вызвало неожиданную проблему с их покраской. Краски того времени не держались на алюминиевых поверхностях даже при их тщательной подготовке. Поэтому, например, самолеты СБ и первые серии ДБ-3 красились в светло-серый цвет или покрывались «серебрянкой». Лишь в начале 40-х годов в серию пошли бомбардировщики стандартной сине-зеленой окраски.
За два дня до начала войны наркомат обороны принимает приказ № 0043 «о маскировке самолетов. взлетных полос и аэродромных сооружений». Он предписывал перейти от к маскировочной покраске всех поверхностей. кроме нижней. которая оставалась синего цвета. Основой новой схемы стала зеленая-черная окраска. Для ускорения перехода на новую схему черная краска наносилась поверх зеленой крупными пятнами.

http://img.wp.scn.ru...49/pics/1_6.png

В 1943 году была принята новая стандартная схема камуфляжа. Истребители красились сверху в серо-голубой и темно-серый. Пе-2, Ил-2 и некоторые другие типы – в зеленый, светло-коричневый и темно-серый. Ил-4 и пе-8 имели собственные варианты камуфляжа. Нижние поверхности во всех вариантах оставались голубыми.
http://img.wp.scn.ru...2/pics/1_13.jpg
Внутренние поверхности самолетов красились главным образом в серый цвет. В начале войны для удешевления приборные панели стали покрывать черной краской. Для облегчения обслуживания внутренние трубопроводы и агрегаты красились в единый групповой цвет: систем подачи топлива – в желтый, система охлаждения – в зеленый, масляная система – в черный. Отдельными цветами выделяли кислородную систему (голубой) воздушную 9черный) гидравлическую (синий). противопожарную (красный).


В статье использованы материалы сайтов палитра крыла, серии книг "авиаколлекция" и другие источники.

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


zoom70 #2 Отправлено 18 Авг 2011 - 10:23

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011
Опознавательные знаки.
Первые самолеты Красной Армии сохранили дореволюционную окраску, но не символику, хотя схема размещения знаков осталась в целом прежней.
Кокарда российского воздушного флота
http://www.wio.ru/rb2/russian1.gif

Взамен фюзеляжного знака в виде круга цветов российского триколора, определявшего национальную принадлежность, появился сначала красный круг(старую эмблему просто закрашивали красной краской), а затем – красная (реже черная на красном фоне) звезда.
Позже звезды стали наноситься на строго определенные места – на боковые поверхности фюзеляжа и на верхние и нижние плоскости крыльев. Звезды могли иметь черную окантовку, а в 20-30 годы внутри звезды рисовали черный круг.
Ранние изображения звезд
http://www.wio.ru/rb2/sov2.gifhttp://www.wio.ru/rb2/sov1.gifhttp://www.wio.ru/rb2/soviet2.gifhttp://www.wio.ru/rb2/soviet1.gifhttp://www.wio.ru/rb2/soviet8.gif

Перед самой войной, с принятием приказа № 0043 о маскировке, черный круг внутри звезды не размещали, но оставляли черную окантовку. Тогда же перестали наносить звезды на верхние поверхности крыльев, перенеся их на вертикальное оперение, а с фюзеляжа звезды исчезли. Но новая схема не нашла широкого применения и основная масса машин имела шестипозиционную схему нанесения знаков.

В 1943 году с вводом черно-зеленого камуфляжа летчики стали жаловаться на то, что звезды стали мало заметны. Тогда для повышения их видимости вокруг звезд стали рисовать белую и красную окантовку. Помимо бело-красной в годы войны также встречались звезды с желто-золотистой окантовкой.
До начала войны на вертикальное оперение самолетов наносили только бортовые номера, при этом нумерация была сквозной для каждой эскадрильи.

Для различия эскадрилий цвет номера выполнялся белым, черным, красным или желтым. В некоторых полках не существовало отделmyых номеров для эскадрилий и все машины полка имели сквозную нумерацию. С началом войны бортовые номера стали наносить прямо на заводах, в качестве цифр при этом использовалась часть заводского номера. Но иногда схема нумерации изменялась, например, если определенная машина была закреплена за определенным экипажем,  то при получении нового самолета на него переносился номер со старого.
Во время воздушного боя однозначно определить машину по ее номеру не всегда было возможным. Чтобы дополнительно выделить самолеты, на них стали наносить особые знаки или раскрашивать отдельные детали в особый цвет. Никакой системы при этом не существовало, что вносило еще большую путаницу.
http://img.wp.scn.ru...6/pics/1_29.jpg
С вводом гвардейских званий на самолеты стали наносить изображение гвардейского значка, как правило в задней части капота или под кабиной.
Иногда там же рисовали изображения орденов, которыми был награжден полк или экипаж.
Особую группу эмблем составляли эмблемы и надписи именных и дарственных самолетов. С началом войны в фонд обороны стали поступать средства как от коллективов, так и отдельных граждан. Так, например, в Горьковской области были собраны средства на эскадрилью «Валерий Чкалов». на самолетах которой было нанесено название эскадрильи и фамилия тех, кто собрал средства на данный самолет.
http://img.wp.scn.ru...6/pics/1_45.jpg
Кроме того, часть пилотов стали наносить собственные значки, «на счастье». И к собственному удивлению заметили, что часто немцы опасались вступать в бой с самолетами. несущими индивидуальные знаки.  К концу войны увлечение особыми эмблемами и окраской отдельных элементов стало повсеместным. Разумеется,  чертей или обнаженных красавиц никто не рисовал. В ходу были изображения птиц, зверей, символы карточных мастей (только пики и червы).
http://img.wp.scn.ru...4/pics/1_35.jpg
Победы в воздушных боях летчики отмечали не только «наркомовскими» 100 граммами. но и рисованием специальных знаков. Такая практика возникла стихийно летом 1942 года. А уже вскоре командующий авиацией ПВО выпустил особый приказ, согласно которому за каждую воздушную победу наносить звезды на самолет. Сбитые самолеты обозначались красной звездой диаметром 15 см, обведенной алюминиевой краской. Звездочки следовало наносить с левой стороны от передней кромки стабилизатора до кабины с интервалом 10 см. Обычно на фюзеляж наносились только индивидуальные победы, в случае групповой звезды или не наносились совсем или выделялись прорисовкой.
http://img.wp.scn.ru...6/pics/1_21.jpg

Интересная подборка оригинальных раскрасок самолетов
Продолжение оригинальных раскрасок

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


Kristo #3 Отправлено 18 Авг 2011 - 10:40

    Ефрейтор

  • Игрок
  • 51 бой
  • 32
  • Регистрация:
    17.08.2011

Просмотр сообщенияzoom70 (18 Авг 2011 - 10:23) писал:

резерв под знаки и эмблемы
идея не плохая

Haales #4 Отправлено 18 Авг 2011 - 10:41

    Приор стражи

  • Ветеран альфа-теста
  • 10 боев
  • 4 508
  • [WG-TM] WG-TM
  • Регистрация:
    09.08.2011
Спасибо. Познавательно.

We shall show you Kuzka's Mother!


Renatko_o #5 Отправлено 18 Авг 2011 - 10:45

    Ефрейтор

  • Игрок
  • 0 боев
  • 10
  • Регистрация:
    14.08.2011
Плюсую  ;)

annikin #6 Отправлено 18 Авг 2011 - 11:20

    Fallen Angel

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 701
  • Регистрация:
    08.08.2011
Познавательно, интересно, как в игре реализовано будет... лови+

Хочу на море... или в небо над морем...

nonse #7 Отправлено 18 Авг 2011 - 12:05

    Рядовой

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 4
  • Регистрация:
    18.08.2011
Понравилось. Плюсик ;)

RuslikBy #8 Отправлено 18 Авг 2011 - 12:55

    Рядовой

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 5
  • Регистрация:
    09.08.2011
Нормально,толково,интересно

MishanyaX777 #9 Отправлено 18 Авг 2011 - 13:12

    Ефрейтор

  • Бета-тестер
  • 2 боя
  • 12
  • Регистрация:
    18.08.2011

Просмотр сообщенияrovsjanik (18 Авг 2011 - 12:55) писал:

Нормально,толково,интересно
Вообще задумка классная хочется посмотреть. +

zoom70 #10 Отправлено 18 Авг 2011 - 13:25

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011
Раскраска самолетов трижды Героя СССР И.Н Кожедуба (150 побед)

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


MishanyaX777 #11 Отправлено 18 Авг 2011 - 13:35

    Ефрейтор

  • Бета-тестер
  • 2 боя
  • 12
  • Регистрация:
    18.08.2011
А будет реализована наносить свои знаки на самолет. Я думаю было бы прикольно.

MishanyaX777 #12 Отправлено 18 Авг 2011 - 13:36

    Ефрейтор

  • Бета-тестер
  • 2 боя
  • 12
  • Регистрация:
    18.08.2011
Еще бы добавил возможность самим разукрасить самолет.

Nuubert #13 Отправлено 18 Авг 2011 - 14:12

    Мл. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 220
  • [SERS] SERS
  • Регистрация:
    11.08.2011
Вот один интересный вариант.И что особенно интересно-пин ап наши умельцы нарисовали или америкосы по ленд-лизу?
Изображение
дьявол,как картинки вставлять,что-то никак не догоню?

zoom70 #14 Отправлено 18 Авг 2011 - 14:41

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011

Просмотр сообщенияMarkgraf (18 Авг 2011 - 14:12) писал:

Вот один интересный вариант.И что особенно интересно-пин ап наши умельцы нарисовали или америкосы по ленд-лизу?
Изображение
дьявол,как картинки вставлять,что-то никак не догоню?
Судя по тому, что картинка закрывает часть номера - это простая вырезка из журнала прилеплена, в конце войны часто аэродромы были совместного базирования. В авиации нравы всегда были вольными, но за такие картинки особисты и политруки все мозги проклевали бы. Было бы интересно идентифицировать летчика или полк(по красной молнии на борту), тогда ситуация более-менее прояснилась.

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


Nuubert #15 Отправлено 18 Авг 2011 - 15:08

    Мл. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 220
  • [SERS] SERS
  • Регистрация:
    11.08.2011
Нашел на одном сайте моделистов:
"С большой долей вероятности можно утверждать,что на снимке запечатлён старший лейтенант
Павел Головачев из 9-го ГИАП.Молния красного цвета очень часто изображалась на бортах советских истребителей,а вот симпатичная девушка на борту самолета-явление для ВВС РККА уникальное.Снимок сделан скорее всего в конце 1943г.,после получения Головачевым первой Золотой Звезды."
Но на мой взгляд,снимок сделан явно летом.

zoom70 #16 Отправлено 18 Авг 2011 - 15:45

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011
Что то много несовпадений. У Головачева эмблема - орел на красном фоне. У 9ГвИАП - белая молния по фюзеляжу. Хотя у Ахмед-хана на борту была змея. По времени получается Крым?

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


Nuubert #17 Отправлено 18 Авг 2011 - 15:50

    Мл. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 220
  • [SERS] SERS
  • Регистрация:
    11.08.2011
Вот еще один самолет прославленного аса.Видимо,он любил блеснуть чешуёй.
Изображение

Nuubert #18 Отправлено 18 Авг 2011 - 15:55

    Мл. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 220
  • [SERS] SERS
  • Регистрация:
    11.08.2011
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1270) командиру звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная вооруженные силы, 4-й Украинский фронт) гвардии старшему лейтенанту Павлу Яковлевичу Головачёву присвоено 1 ноября 1943 года за 225 боевых вылетов, 92 воздушных боя и 17 лично сбитых самолётов противника.
  Воевал в небе Крыма и под Мелитополем.

zoom70 #19 Отправлено 18 Авг 2011 - 16:47

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011

Просмотр сообщенияMarkgraf (18 Авг 2011 - 15:50) писал:

Вот еще один самолет прославленного аса.Видимо,он любил блеснуть чешуёй.
Неудивительно, ведь 9 ГвИАП создавался в противовес JG 52 Хартмана.

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


Nuubert #20 Отправлено 18 Авг 2011 - 22:09

    Мл. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 220
  • [SERS] SERS
  • Регистрация:
    11.08.2011
Побродил по просторам интернета и сделал для себя открытие.Оказывается не так уж и строго с маркировкой было в ВВС РККА.Вот несколько примеров этому:
Изображение
Изображение
Изображение




Количество пользователей, просматривающих этот форум: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных