Перейти к содержимому


Окраска и опознавательные знаки самолетов СССР


  • Пожалуйста, авторизируйтесь для того, чтобы ответить
Сообщений в теме: 111

zoom70 #101 Отправлено 18 Авг 2011 - 10:23

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011
Основу первых авиачастей Красной Армии составляли самолеты дореволюционного времени. Они сохранили традиционные схемы окраски производителей: серебристые «Ньюпорты» красились лаком с добавлением алюминиевой пудры, желтые «Спады» - покрывались только лаком без пудры. Аналогичные схемы окраски имели самолеты отечественной постройки.  
Трофейные английские самолеты, захваченные у Белой Армии, были покрашены сверху и с боков в зелено-коричневый защитный цвет, а снизу машины имели светло-желтый цвет полотна, покрытого аэролаком, такой же, как у «Спадов». Из за сложности с покраской металлических деталей капоты и другие элементы либо не красились совсем, либо покрывались лаком.

http://retrospicere....k998-pic71b.jpg

Серебристая покраска самолетов сохранялась вплоть до 1925 года, когда были начаты работы по созданию камуфляжной окраски, которая  позволила снизить заметность самолетов на земле и в воздухе. Все верхние и боковые поверхности покрывались масляной краской или нитроцеллюлозным лаком зеленого цвета, нижние — серого. Тон для нижних поверхностей правильнее определить как серо-голубой, поскольку среди входящих в лак пигментов присутствовало значительное количество берлинской лазури. Зелень должна была снизить степень заметности самолетов на земле, а серо-голубой колер — в воздухе (от наблюдателей с земли). Стойки шасси, колпаки колес, межкрыльевые стойки и стойки кабана покрывали зеленой краской. Трубы осей шасси имели черный цвет. Бомбодержатели и турели, появившиеся на советских машинах в 1925 г., поначалу тоже красили черной эмалью. С 1928 г. ввели обязательное покрытие бесцветным масляным лаком алюминиевых деталей внутри фюзеляжа для защиты от коррозии. На металле краски и лаки того времени держались плохо, поэтому такие детали из листового алюминия, как панели капотов моторов или колпаки спицованных колес, часто не красили совсем. В декоративных целях их иногда полировали, причем встречалась полировка «под рыбью чешую» — небольшими кружками. Эта схема просуществовала очень долго — до конца эры поршневых самолетов.

http://img.wp.scn.ru...17/pics/1_3.jpg

В 1927 г. Бурче и Воробьевым-Москвиным был разработан экспериментальный четырехцветный камуфляж. На всех верхних и боковых поверхностях наносились крупные поля темно-фиолетового, средне-зеленого, светло-коричневого и желто-зеленого (хаки) цветов. Однако результаты оказались неутешительными. Заметность самолетов, наоборот, повысилась. Цвета были слишком яркими, линии раздела их — слишком резкие.
В октябре 1936 г. проводились сравнительные испытания трех вариантов экспериментального камуфляжа. Верхнее крыло и фюзеляж покрыли мелкими круглыми пятнами диаметром 70 — 90 мм. В определенной последовательности чередовались шесть цветов с асимметрией и частичным наложением. Мелкие пятна располагались группами с преобладанием какого то основного колера. На первой машине использовали темно-зелено-коричневую, зеленую, коричневую, светло-зеленую, желто-зеленую и «защитную»эмаль, на второй — темно-сине-зеленую, зеленую, светло-зеленую, светло-коричневую и «защитную». Третий самолет сверху и с боков покрасили крупными неправильными пятнами черного, светло-коричневого и «защитного» цветов. Эти три машины сравнивали со стандартной окраской. Испытания на аэродроме НИИ ВВС показали, что стандартный вариант — самый неэффективный. В дальнейшем упор сделали на отработке крупнопятнистого камуфляжа. В 1939 г. испытания двух-, трех-, четырех-и пятицветных схем вели на самолетах И-16, И-153 и СБ. Появилась теория основной (базовой) и временной маскировочной окраски. Заводы должны были выпускать самолеты в базовой окраске — «защитной» сверху и с боков и серо-голубой снизу. На период маневров или боевых действий поверх нее наносились пятна казеиновой (легко смывающейся) матовой краски.
В результате крупнопятнистый камуфляж в ГУ ВВС КА одобрили, но не сразу. 3 мая 1940 г. Комитет Обороны издал постановление о переходе всех типов военных самолетов на окраску в новый вариант зелено-голубой схемы. Было предписано красить верхние и боковые поверхности в «зеленоватый цвет (под цвет травы)», а нижние — в «бледно-голубоватый под цвет облаков)». Крупнопятнистый же камуфляж, использовавший черные и зеленые пятна, вели в ВВС только летом 1941 г.

http://img.wp.scn.ru...57/pics/1_2.jpg

Зимой самолеты с зелено-голубой окраской резко выделялись на белом снегу. Заметность их пытались уменьшить чехлами и маскировочными сетями с белой тканью. Но эти средства были пригодны только на стоянке. А военные хотели также снизить заметность самолетов при рулении и в полете на малых высотах. В марте 1935 г. впервые провели испытания временной зимней окраски. Машины покрыли белой краской с бесцветным лаком. В ходе Великой Отечественной войны временная зимняя окраска получила широкое распространение.

http://img.wp.scn.ru...5/pics/1_62.jpg

Морские самолеты красились аналогично, но нижняя часть поплавков и фюзеляжа, соприкасавшиеся с водой, красились защитным черным лаком. У летающих лодок весь планер предварительно грунтовался «серебрянкой», а затем покрывался свинцово-серой «морской шаровой» краской.
Опытные образцы деревянных самолетов имели три варианта окраски: серебристый со всех сторон, светло-серый или зелено-голубой по нормам ВВС, действовавшим в тот период. Но иногда цвет  машин был очень ярким. Например, третий опытный экземпляр И-15 (ЦКБ-39) был целиком красным, так же как второй И-5. У первого опытного образца ДИ-6 красными были крылья, капот двигателя и частично борта фюзеляжа. Позже свой особый стиль нашел А.С. Яковлев. Его опытные машины обязательно были красными, с характерным полосатым бело-красным рулем направления.

http://img.wp.scn.ru...9/pics/1_18.jpg

Появление цельметаллических самолетов вызвало неожиданную проблему с их покраской. Краски того времени не держались на алюминиевых поверхностях даже при их тщательной подготовке. Поэтому, например, самолеты СБ и первые серии ДБ-3 красились в светло-серый цвет или покрывались «серебрянкой». Лишь в начале 40-х годов в серию пошли бомбардировщики стандартной сине-зеленой окраски.
За два дня до начала войны наркомат обороны принимает приказ № 0043 «о маскировке самолетов. взлетных полос и аэродромных сооружений». Он предписывал перейти от к маскировочной покраске всех поверхностей. кроме нижней. которая оставалась синего цвета. Основой новой схемы стала зеленая-черная окраска. Для ускорения перехода на новую схему черная краска наносилась поверх зеленой крупными пятнами.

http://img.wp.scn.ru...49/pics/1_6.png

В 1943 году была принята новая стандартная схема камуфляжа. Истребители красились сверху в серо-голубой и темно-серый. Пе-2, Ил-2 и некоторые другие типы – в зеленый, светло-коричневый и темно-серый. Ил-4 и пе-8 имели собственные варианты камуфляжа. Нижние поверхности во всех вариантах оставались голубыми.
http://img.wp.scn.ru...2/pics/1_13.jpg
Внутренние поверхности самолетов красились главным образом в серый цвет. В начале войны для удешевления приборные панели стали покрывать черной краской. Для облегчения обслуживания внутренние трубопроводы и агрегаты красились в единый групповой цвет: систем подачи топлива – в желтый, система охлаждения – в зеленый, масляная система – в черный. Отдельными цветами выделяли кислородную систему (голубой) воздушную 9черный) гидравлическую (синий). противопожарную (красный).


В статье использованы материалы сайтов палитра крыла, серии книг "авиаколлекция" и другие источники.

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


RenamedUser_4488895 #102 Отправлено 24 Июн 2013 - 11:20

    Мл. сержант

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 245
  • Регистрация:
    26.01.2012
Плюсик)

Mitabar #103 Отправлено 26 Авг 2013 - 12:22

    Рядовой

  • Игрок
  • 757 боев
  • 4
  • Регистрация:
    26.01.2012
Приказ И А ПВО ТС # 073 от 07.09.1942.
1. В целях поощрения летчиков, отличившихся в боях за Советскую Родину против немецких захватчиков, в целях популяризации их боевых заслуг и наглядного отражения количества боевых побед, ввести обозначение на своих самолетах числа сбитых самолетов противника.
4. Летчиков, сбивших более 5 самолетов противника, взять на особый учет. О каждой новой их победе немедленно доносить.
6. Командирам авиакорпусов и дивизий ПВО собрать предложения летного состава о введении и форме нагрудного значка летчика-истребителя ПВО с указанием числа сбитых самолетов противника. Эти предложения 1.10.42 представить в ГУ ИА ПВО ТС.
7. Начальнику штаба разработать положение "О порядке обозначения на своих самолетах числа сбитых самолетов противника" и представить мне на утверждение 9.10.1942.
Командующий ИА ПВО ТС генерал-майор авиации Осипенко
Военный комиссар бригадный комиссар Антонцев
Начальник штаба полковник Козлов
Положение
о порядке обозначения на своих самолетах числа сбитых самолетов противника.
В частях ИА ПВО устанавливается следующий порядок обозначения на своих самолетах числа сбитых самолетов противника:
1. В качестве почетного знака, обозначающего число сбитых летчиком самолетов противника, устанавливается знак в форме правильной пятиконечной красной звезды, размером 15 см ( по диаметру описанного круга), обведенного полосой шириной 1 см,нанесенной алюминиевой краской (см. прилагаемый рисунок).
2. Установленный знак наносить на центре фюзеляжа с левой стороны рядом с передней кромкой стабилизатора.
3. Каждый последующий случай сбития самолетов противника обозначается отдельным знаком с интервалами между ними в 10 см в направлении кабины летчика.
4. Нанесение первого и последующих знаков количества сбитых самолетов противника производится после отдачи в приказ по части.
5. Нанесение знаков на самолеты имеют право только те летчики, которые имеют сбитые самолеты противника. При передаче самолета от одного летчика другому количество знаков на самолете должно доводиться до соответствующего количеству побед летчика, летающего на данном самолете.
6. Счет сбитых самолетов противника ведется с начала Отечественной войны.
7. Сбитые самолеты противника засчитываются только при наличии подтверждения в соответствии с требованиями Приказов НКО # 0299 и 0685 от 9.9.42.
8. При переводе в другую часть летчику выдается на руки справка за подписью командира и военного комиссара полка о числе сбитых самолетов противника.
Во изменение "Положения...":
Пункт 2 дополнить: установленный знак наносится на центре фюзеляжа с левой стороны, рядом с большой красной звездой.
Пункт 3 дополнить: каждый последующий случай сбития самолетов противника обозначается отдельным знаком с интервалом между ними в 10 см в направлении к кабине летчика.
В случае заполнения расстояния между большой звездой и кабиной летчика последующие знаки наносятся выше первой линии в том же порядке.
http://forum.1csc.ru...дочек-на-самол/

Destr80 #104 Отправлено 14 Дек 2013 - 23:25

    Старшина

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 1 970
  • Регистрация:
    04.12.2012

Просмотр сообщенияGranit73 (19 Окт 2012 - 19:53) писал:


Говорят, ошибка изображения с красными законцовками пошла из старых изданий и якобы на самом деле они были обычного зеленого защитного цвета!

Есть сайт одного итальянца, ЕМНИП. Там этот вопрос он анализировал и пришел к выводу, что плоскости действительно были зеленые.
UPD Вспомнил: http://mig3.sovietwa...ig3/howred.html Вообще, там масса интересного.

Вообще схемы камуфляжа в ВВС СССР довольно интересная и разнообразная тема. Самое забавное что при наличие официально рекомендованных схем камуфляжа, фактически при его нанесении исходили из художественной ценности и/или наличия краски. Как иначе объяснить подобные схемы окраски я не знаю.

Spoiler

 

Хотя существовал и другой вид заскока тех персонала, так как по схеме камуфлирования образца 1941 года камуфляж был прорисован только на левом борту самолета, то соответственно правый борт красили зеркально. 

Кроме того к середине войны получила распространение, хоть и узкое, традиция украшать самолеты различного вида рисунками и надписями, например те же самые пасти на самолетах Р-40, Як и Ла. Надписи - девизы, подарочные надписи и личные эмблемы летчиков.

 


Травма мозга была нанесена чем-то тяжелым и тупым, предположительно вопросом.

Terramorpher #105 Отправлено 29 Дек 2013 - 10:34

    Старшина

  • Бета-тестер
  • 267 боев
  • 3 502
  • [NBAUM] NBAUM
  • Регистрация:
    27.07.2012
В первом посту почти все ссылки - 404 нот фоунд

Porco Rosso, 00:39:16,352 --> 00:39:19,247
Бой вести надо так, чтобы нашим штурмовикам прикрытие не понадобилось,
а вражеским - не помогло.

 Curtiss Tomahawk IIb/Mitsubishi Ki-33/Nakajima Ki-43-II Hayabusa/Focke-Wulf Fw 56 Stosser/Ju-88 /Messerschmitt Bf-109G "Gustav"/И-220//XF5U "Pancake"/Hawker Hurricane Mk I


Destr80 #106 Отправлено 29 Дек 2013 - 11:21

    Старшина

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 1 970
  • Регистрация:
    04.12.2012

Просмотр сообщенияTerramorpher (29 Дек 2013 - 15:34) писал:

В первом посту почти все ссылки - 404 нот фоунд

А что конкретно интересует, фотографий и схем можно загрузить сколько угодно.


Травма мозга была нанесена чем-то тяжелым и тупым, предположительно вопросом.

Terramorpher #107 Отправлено 30 Дек 2013 - 16:06

    Старшина

  • Бета-тестер
  • 267 боев
  • 3 502
  • [NBAUM] NBAUM
  • Регистрация:
    27.07.2012

Так там ведь как бы иллюстрации к статье.

Вообще, интересует информация о носовых эмблемах, так как в их выборе иногда терзаюсь сомнениями.

Эрик Хартманн в мемуарах не раз упоминает о "красноносых кобрах" это чья-то особая раскраска, или просто стандартный опознавательный знак?


Porco Rosso, 00:39:16,352 --> 00:39:19,247
Бой вести надо так, чтобы нашим штурмовикам прикрытие не понадобилось,
а вражеским - не помогло.

 Curtiss Tomahawk IIb/Mitsubishi Ki-33/Nakajima Ki-43-II Hayabusa/Focke-Wulf Fw 56 Stosser/Ju-88 /Messerschmitt Bf-109G "Gustav"/И-220//XF5U "Pancake"/Hawker Hurricane Mk I


DrKreg #108 Отправлено 29 Янв 2014 - 11:15

    Cержант

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 435
  • Регистрация:
    21.03.2012
Плюс автору


 


Destr80 #109 Отправлено 02 Апр 2014 - 21:19

    Старшина

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 1 970
  • Регистрация:
    04.12.2012

Просмотр сообщенияTerramorpher (30 Дек 2013 - 21:06) писал:

Так там ведь как бы иллюстрации к статье.

Вообще, интересует информация о носовых эмблемах, так как в их выборе иногда терзаюсь сомнениями.

Эрик Хартманн в мемуарах не раз упоминает о "красноносых кобрах" это чья-то особая раскраска, или просто стандартный опознавательный знак?

Прошу извинить за задержку. Часть элементов распознавания и идентификации эскадрилий и полков, разноцветные коки, полосы и "пилотки" на вертикальном оперении и фюзеляже. Красноносые кобры - на Кубани красные коки носил 16 гиап, белые коки были у 11 гиап ЧФ в 1944 году и так далее.

Эмблемы подразделений наносились в основном в люфтваффе, хотя и британцы с американцами этим делом баловались, но широкого распространения эта традиция там не получила. В СССР мне известен только один случай с полковой эмблемой, Афганистан, 120 иап, 1988 год, "Жемчужина Забайкалья", рисунок грифа с ракетой в лапах. Возможно было что-то еще, но боюсь мне это неизвестно.


Травма мозга была нанесена чем-то тяжелым и тупым, предположительно вопросом.

_IvanWild_ #110 Отправлено 18 Май 2014 - 15:32

    Cержант

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 394
  • Регистрация:
    26.12.2012
Я бы хотел заметить, что бы эмблемы даваемые по акции были нормально  красочно-сочными, а не такими незаметно - пугано  бледными ....
file:///C:/Users/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B5/Desktop/WoWP.png

Kermit #111 Отправлено 15 Ноя 2016 - 09:16

    Ефрейтор

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 24
  • [MAVEN] MAVEN
  • Регистрация:
    02.08.2011

Просмотр сообщенияTerramorpher (30 Дек 2013 - 13:06) писал:

Так там ведь как бы иллюстрации к статье.

Вообще, интересует информация о носовых эмблемах, так как в их выборе иногда терзаюсь сомнениями.

Эрик Хартманн в мемуарах не раз упоминает о "красноносых кобрах" это чья-то особая раскраска, или просто стандартный опознавательный знак?

 

Красные носы фюзеляжа - отличительный признак самолетов 8 ИАК

http://wio.ru/simbols/sov.htm



Kermit #112 Отправлено 15 Ноя 2016 - 09:46

    Ефрейтор

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 24
  • [MAVEN] MAVEN
  • Регистрация:
    02.08.2011

Просмотр сообщенияbombibom1 (05 Янв 2013 - 18:51) писал:

Интересная тема,люблю картинки всякие на аппаратах! +.

 

http://wio.ru/simbols/ace.htm

Символика асов. Есть весьма любопытные эмблемы.


Сообщение отредактировал Kermit: 15 Ноя 2016 - 09:46


Kermit #113 Отправлено 11 Авг 2017 - 07:23

    Ефрейтор

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 24
  • [MAVEN] MAVEN
  • Регистрация:
    02.08.2011

Фотобанк , сортированный по авиа-полкам : http://ava.org.ru/

Есть и цветные профили.






Количество пользователей, просматривающих этот форум: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных