Перейти к содержимому


Окраска и опознавательные знаки самолетов СССР


  • Пожалуйста, авторизируйтесь для того, чтобы ответить
Сообщений в теме: 111

zoom70 #21 Отправлено 18 авг 2011 - 10:23

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011
Основу первых авиачастей Красной Армии составляли самолеты дореволюционного времени. Они сохранили традиционные схемы окраски производителей: серебристые «Ньюпорты» красились лаком с добавлением алюминиевой пудры, желтые «Спады» - покрывались только лаком без пудры. Аналогичные схемы окраски имели самолеты отечественной постройки.  
Трофейные английские самолеты, захваченные у Белой Армии, были покрашены сверху и с боков в зелено-коричневый защитный цвет, а снизу машины имели светло-желтый цвет полотна, покрытого аэролаком, такой же, как у «Спадов». Из за сложности с покраской металлических деталей капоты и другие элементы либо не красились совсем, либо покрывались лаком.

http://retrospicere....k998-pic71b.jpg

Серебристая покраска самолетов сохранялась вплоть до 1925 года, когда были начаты работы по созданию камуфляжной окраски, которая  позволила снизить заметность самолетов на земле и в воздухе. Все верхние и боковые поверхности покрывались масляной краской или нитроцеллюлозным лаком зеленого цвета, нижние — серого. Тон для нижних поверхностей правильнее определить как серо-голубой, поскольку среди входящих в лак пигментов присутствовало значительное количество берлинской лазури. Зелень должна была снизить степень заметности самолетов на земле, а серо-голубой колер — в воздухе (от наблюдателей с земли). Стойки шасси, колпаки колес, межкрыльевые стойки и стойки кабана покрывали зеленой краской. Трубы осей шасси имели черный цвет. Бомбодержатели и турели, появившиеся на советских машинах в 1925 г., поначалу тоже красили черной эмалью. С 1928 г. ввели обязательное покрытие бесцветным масляным лаком алюминиевых деталей внутри фюзеляжа для защиты от коррозии. На металле краски и лаки того времени держались плохо, поэтому такие детали из листового алюминия, как панели капотов моторов или колпаки спицованных колес, часто не красили совсем. В декоративных целях их иногда полировали, причем встречалась полировка «под рыбью чешую» — небольшими кружками. Эта схема просуществовала очень долго — до конца эры поршневых самолетов.

http://img.wp.scn.ru...17/pics/1_3.jpg

В 1927 г. Бурче и Воробьевым-Москвиным был разработан экспериментальный четырехцветный камуфляж. На всех верхних и боковых поверхностях наносились крупные поля темно-фиолетового, средне-зеленого, светло-коричневого и желто-зеленого (хаки) цветов. Однако результаты оказались неутешительными. Заметность самолетов, наоборот, повысилась. Цвета были слишком яркими, линии раздела их — слишком резкие.
В октябре 1936 г. проводились сравнительные испытания трех вариантов экспериментального камуфляжа. Верхнее крыло и фюзеляж покрыли мелкими круглыми пятнами диаметром 70 — 90 мм. В определенной последовательности чередовались шесть цветов с асимметрией и частичным наложением. Мелкие пятна располагались группами с преобладанием какого то основного колера. На первой машине использовали темно-зелено-коричневую, зеленую, коричневую, светло-зеленую, желто-зеленую и «защитную»эмаль, на второй — темно-сине-зеленую, зеленую, светло-зеленую, светло-коричневую и «защитную». Третий самолет сверху и с боков покрасили крупными неправильными пятнами черного, светло-коричневого и «защитного» цветов. Эти три машины сравнивали со стандартной окраской. Испытания на аэродроме НИИ ВВС показали, что стандартный вариант — самый неэффективный. В дальнейшем упор сделали на отработке крупнопятнистого камуфляжа. В 1939 г. испытания двух-, трех-, четырех-и пятицветных схем вели на самолетах И-16, И-153 и СБ. Появилась теория основной (базовой) и временной маскировочной окраски. Заводы должны были выпускать самолеты в базовой окраске — «защитной» сверху и с боков и серо-голубой снизу. На период маневров или боевых действий поверх нее наносились пятна казеиновой (легко смывающейся) матовой краски.
В результате крупнопятнистый камуфляж в ГУ ВВС КА одобрили, но не сразу. 3 мая 1940 г. Комитет Обороны издал постановление о переходе всех типов военных самолетов на окраску в новый вариант зелено-голубой схемы. Было предписано красить верхние и боковые поверхности в «зеленоватый цвет (под цвет травы)», а нижние — в «бледно-голубоватый под цвет облаков)». Крупнопятнистый же камуфляж, использовавший черные и зеленые пятна, вели в ВВС только летом 1941 г.

http://img.wp.scn.ru...57/pics/1_2.jpg

Зимой самолеты с зелено-голубой окраской резко выделялись на белом снегу. Заметность их пытались уменьшить чехлами и маскировочными сетями с белой тканью. Но эти средства были пригодны только на стоянке. А военные хотели также снизить заметность самолетов при рулении и в полете на малых высотах. В марте 1935 г. впервые провели испытания временной зимней окраски. Машины покрыли белой краской с бесцветным лаком. В ходе Великой Отечественной войны временная зимняя окраска получила широкое распространение.

http://img.wp.scn.ru...5/pics/1_62.jpg

Морские самолеты красились аналогично, но нижняя часть поплавков и фюзеляжа, соприкасавшиеся с водой, красились защитным черным лаком. У летающих лодок весь планер предварительно грунтовался «серебрянкой», а затем покрывался свинцово-серой «морской шаровой» краской.
Опытные образцы деревянных самолетов имели три варианта окраски: серебристый со всех сторон, светло-серый или зелено-голубой по нормам ВВС, действовавшим в тот период. Но иногда цвет  машин был очень ярким. Например, третий опытный экземпляр И-15 (ЦКБ-39) был целиком красным, так же как второй И-5. У первого опытного образца ДИ-6 красными были крылья, капот двигателя и частично борта фюзеляжа. Позже свой особый стиль нашел А.С. Яковлев. Его опытные машины обязательно были красными, с характерным полосатым бело-красным рулем направления.

http://img.wp.scn.ru...9/pics/1_18.jpg

Появление цельметаллических самолетов вызвало неожиданную проблему с их покраской. Краски того времени не держались на алюминиевых поверхностях даже при их тщательной подготовке. Поэтому, например, самолеты СБ и первые серии ДБ-3 красились в светло-серый цвет или покрывались «серебрянкой». Лишь в начале 40-х годов в серию пошли бомбардировщики стандартной сине-зеленой окраски.
За два дня до начала войны наркомат обороны принимает приказ № 0043 «о маскировке самолетов. взлетных полос и аэродромных сооружений». Он предписывал перейти от к маскировочной покраске всех поверхностей. кроме нижней. которая оставалась синего цвета. Основой новой схемы стала зеленая-черная окраска. Для ускорения перехода на новую схему черная краска наносилась поверх зеленой крупными пятнами.

http://img.wp.scn.ru...49/pics/1_6.png

В 1943 году была принята новая стандартная схема камуфляжа. Истребители красились сверху в серо-голубой и темно-серый. Пе-2, Ил-2 и некоторые другие типы – в зеленый, светло-коричневый и темно-серый. Ил-4 и пе-8 имели собственные варианты камуфляжа. Нижние поверхности во всех вариантах оставались голубыми.
http://img.wp.scn.ru...2/pics/1_13.jpg
Внутренние поверхности самолетов красились главным образом в серый цвет. В начале войны для удешевления приборные панели стали покрывать черной краской. Для облегчения обслуживания внутренние трубопроводы и агрегаты красились в единый групповой цвет: систем подачи топлива – в желтый, система охлаждения – в зеленый, масляная система – в черный. Отдельными цветами выделяли кислородную систему (голубой) воздушную 9черный) гидравлическую (синий). противопожарную (красный).


В статье использованы материалы сайтов палитра крыла, серии книг "авиаколлекция" и другие источники.

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


RenamedUser_2449152 #22 Отправлено 18 авг 2011 - 22:14

    Ефрейтор

  • Игрок
  • 0 боев
  • 76
  • Регистрация:
    18.08.2011
Познавательно.

Nuubert #23 Отправлено 22 авг 2011 - 15:59

    Мл. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 220
  • [SERS] SERS
  • Регистрация:
    11.08.2011
Не нашел подобной темы про ВВС США.Может кто-нибудь возмется за сей тяжкий труд?

zoom70 #24 Отправлено 22 авг 2011 - 16:05

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011

Просмотр сообщенияMarkgraf (22 Авг 2011 - 15:59) писал:

Не нашел подобной темы про ВВС США.Может кто-нибудь возмется за сей тяжкий труд?
Будет время свободное - сделаю. Кое какая инфа есть, но у амеров с этим более вольно было.

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


evgen320 #25 Отправлено 22 авг 2011 - 16:21

    Ст. сержант

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 502
  • Регистрация:
    08.08.2011
молодца

Yanek #26 Отправлено 22 авг 2011 - 16:58

    Мл. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 120
  • Регистрация:
    08.08.2011
Спасибо за информацию и за изображения)

annikin #27 Отправлено 24 авг 2011 - 19:26

    Fallen Angel

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 701
  • Регистрация:
    08.08.2011
Здорово, лови +

Хочу на море... или в небо над морем...

Nuubert #28 Отправлено 25 авг 2011 - 19:23

    Мл. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 220
  • [SERS] SERS
  • Регистрация:
    11.08.2011
Нашел новую версию о том,кто изображен на этой фотографии:
Изображение
Р-39 комэска Н.И.Прошенкова.69 ГвИАП.Весна 1945 года.19 сбитых лично и 4 в группе.
И вот еще одна его фотография,двумя годами ранее:
Изображение
Летчики Прошенков Н.И.(слева)и Якимов В.Н.,21 ГвИАП,июнь 1943 года.Надписи на самолетах "Красноярский рабочий" и "Красноярский колхозник"

zoom70 #29 Отправлено 25 авг 2011 - 20:51

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011
не, не сходится. 69 ГвИАП с лета 1944 г. до конца войны на вооружении имел Ла-7, а в марте 42-го преобразован в 9 ГвИАП. В списке асов, летавших на Р-39 под 40 бортовым записан Речкалов но сколько фото нашел - у него звезды слева на капоте нарисованы в несколько рядов.

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


Nuubert #30 Отправлено 26 авг 2011 - 01:02

    Мл. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 220
  • [SERS] SERS
  • Регистрация:
    11.08.2011
Изображение
Клубов,Речкалов,Труд и Покрышкин.Позади самолет Речкалова,но могу и ошибаться.
Изображение
"Аэрокобра"Речкалова.Весна 1945 г.

Nuubert #31 Отправлено 26 авг 2011 - 01:12

    Мл. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 220
  • [SERS] SERS
  • Регистрация:
    11.08.2011
Вот еще пару фотографий,на которых Речкалов запечатлен на фоне своего самолёта:
Изображение
Изображение

Nuubert #32 Отправлено 26 авг 2011 - 01:30

    Мл. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 220
  • [SERS] SERS
  • Регистрация:
    11.08.2011
А вот и про Прошенкова.Всё-таки это был он:
Изображение
А здесь он с боевыми товарищами: Якимов,Леонов,Прошенков(справа)
Изображение

zoom70 #33 Отправлено 26 авг 2011 - 14:37

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011
Все же удалось докопаться до истины, надо сказать весьма интересное занятие.

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


Mamaika333 #34 Отправлено 26 авг 2011 - 17:32

    Рядовой

  • Игрок
  • 0 боев
  • 8
  • Регистрация:
    24.08.2011
интересно зха каждые 10 сбитых самолётов будут звёздочку давать

SK0060 #35 Отправлено 27 авг 2011 - 11:41

    Рядовой

  • Игрок
  • 0 боев
  • 6
  • [ANY-K] ANY-K
  • Регистрация:
    08.08.2011
Звезда!!11 :rolleyes:

Artemus24 #36 Отправлено 27 авг 2011 - 17:03

    Ефрейтор

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 23
  • Регистрация:
    09.08.2011
Очень интересно было почитать. Спасибо.

Mamelyuk #37 Отправлено 27 авг 2011 - 19:39

    Ефрейтор

  • Игрок
  • 0 боев
  • 15
  • Регистрация:
    17.08.2011
Красивые были тогда самолеты)) B)

serg2790 #38 Отправлено 29 авг 2011 - 08:24

    Ефрейтор

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 25
  • [SOV_7] SOV_7
  • Регистрация:
    29.08.2011
в довоенное время были распрастранены красные звёзды в кругу.Во время войны были распрастронены звёзды но были и круги.После войны окончательно перешли на звёзды

Vladkem #39 Отправлено 29 авг 2011 - 11:38

    Рядовой

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 6
  • Регистрация:
    20.08.2011
За родину !
Прикольно

Ispanec07 #40 Отправлено 29 авг 2011 - 12:26

    Ефрейтор

  • Игрок
  • 0 боев
  • 14
  • Регистрация:
    16.08.2011
А на красном кто летал?У немцев "Красный барон",а у нас "Красный пролетарий "?

samsonik #41 Отправлено 03 сен 2011 - 18:43

    Рядовой

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 7
  • Регистрация:
    03.09.2011
как красиво и познавательно.




Количество пользователей, просматривающих этот форум: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных