Перейти к содержимому


Радиолокация в СССР


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 10

zoom70 #1 Отправлено 06 Сен 2011 - 13:43

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011
Когда в годы первой мировой войны авиация сформировалась как самостоятельный род войск, борьба с самолетами противника породила необходимость создания новых типов вооружения и технических средств для обнаружения самолетов Так появились войска противовоздушной обороны. Первоначально в качестве средств обнаружения использовались оптические и акустические устройства. Но они имели собственные недостатки – оптические приборы не позволяли надежно обнаруживать самолеты в условиях плохой видимости, а акустические не имели необходимой точности. Чтобы избавиться от этих недостатков, велся поиск новых принципов работы средств обнаружения.
В 1929 году были начаты исследования в области теплового обнаружения, но построенные теплообнаружители-пелегаторы ВЭИ также имели свои собственные недостатки: работали только в ночное время, не могли обнаруживать самолет, летящий выше облаков и имели дальность обнаружения не более 12 км. ПВО отказались от данного типа обнаружителей, но они нашли применение на флоте, так как задача по обнаружению кораблей противника была значительно проще, чем задача обнаружения самолетов.
Почти одновременно с созданием средств обнаружения теплового излучения от самолетов, были начаты поиск способов обнаруживать самолеты по радиопомехам. Которые возникали в результате работы магнето и системы зажигания двигателей. В 1930 году в НИИИС КА был испытан «радиоулавливатель» помех, но максимум, чего удалось добиться – это обнаружение самолета на удалении 1 км. Казалось бы, что радиосистемы потерпели сокрушительно поражение, но помог случай. В ЦРЛ одновременно велись работы по «радиоулавливателям» для ПВО и по исследованию радиосвязи в диапазоне дециметровых волн. Во время этих исследований было обнаружено, что радиоволны могут отражаться от поверхности земли, высот и холмов, которые окружали антенное поле и приемник принимал не только прямой сигнал, который излучал передатчик. Но и сигнал, приходящий в результате отражения. 3 января 1933 года в Ленинграде впервые были приняты сигналы, отраженные от летящего самолета.
С этого момента начали разрабатываться системы радиообнаружения, основанные на приеме отраженных от цели сигналов. К началу войны в СССР находились на вооружении станции радиообнаружения «Ревень» (РУС-1), «Редут» (РУС-2) и «Пегматит» (РУС-2с) и велась разработка нескольких перспективных РЛС(«Модель-2», «Конус», «Вега», «Электровизор», «Рубин», «Зенит» и так далее). Дальность обнаружения была доведена до 100 км, при этом погрешность по трем координатам не превышала 10%.
РЛС "Ревень"
http://www.russianen.../reven_rus1.jpg
Военно-Воздушные Силы в предвоенный период не испытывали столь острой потребности в средствах радиообнаружения, как войска ПВО. Объяснялось это несколькими причинами, вытекавшими из условий и характера боевой деятельности авиации предвоенных лет.
Бомбардировочная авиация, действуя в дневное время, пользовалась визуальными наблюдениями наземных ориентиров и по ним находила объекты бомбометания. В условиях ночи, облачности, полной или ограниченной видимости земли бомбардировщики находили вражеские объекты (цели), применяя штурманские расчеты.
Истребительная авиация действовала, как правило, днем и специальных средств обнаружения не применяла. В ночное время истребители должны были вести бой во взаимодействии с зенитными прожекторами или при лунном освещении.
Неудивительно поэтому, что к идее использования радиолокационных средств на самолетах Военно-Воздушные Силы пришли несколько лет спустя после того, как эта идея уже воплощалась в реальную технику в интересах службы ВНОС и ЗА ПВО, хотя в системах радионавигации, в аэродромном оборудовании и в приборах слепой посадки радиотехнические средства начали применяться в ВВС уже с 1933 г.
Поводом к созданию средств обеспечения ночного боя для авиации послужила озабоченность командования ВВС и его научно-испытательного института как органа, ведавшего вопросами развития авиационной техники, возникшая « связи с нараставшей военной угрозой».
Во время боевой работы РЛС «Редут» в 1939 году на советско-финском фронте у начальника группы отделов спецслужб НИИ ВВС генерала С. А. Данилина, занимавшегося уже несколько лет вопросами создания бортовых и аэродромных приборов вождения и посадки самолетов, зародилась мысль об использовании радиолокационных принципов в бортовых приборах ночного боя. Разработка бортовой РЛС была поручена НИИ радиопромышленности, при этом вес оборудования не должен был превышать 500 кг. В начале 1941 года был построен опытный образец бортовой РЛС «Гнейс-1», которую планировали устанавливать на самолет Пе-2. Но начавшаяся война и отсутствие комплектующих не позволила принять на вооружение новую РЛС, поэтому был разработан новый вариант станции «Гнейс-2». В начале 1942 г. первый экспериментальный образец РЛС «Гнейс-2» был установлен на двухместный самолет Пе-2 для летных заводских испытаний. Эти испытания были организованы таким образом, чтобы в процессе их проведения определить не только работоспособность образца, но и, оценив возможности самолета-перехватчика, выработать методы его боевого применения.
РЛС "Гнейс-2"
http://hist.rloc.ru/...mage3_01_01.jpg
В июле 1942 г. станция успешно прошла государственные испытания, которые показали следующие результаты:
– дальность обнаружения самолета-бомбардировщика 3500 м;
– точность наведения по угловым координатам ±5°.
К концу 1944 г. было выпущено более 230 РЛС «Гнейс-2».
Почти параллельно с созданием РЛС «Гнейс-2» в одном из конструкторских бюро промышленности проводилась другая разработка станции аналогичного тактического назначения под названием ПНБ – прибор ночного боя. К концу 1942 г. конструкторское бюро создало опытный образец станции, и на летных испытаниях (станция была смонтирована на Пе-2) в начале 1943 г. она показала максимальную дальность обнаружения самолета 3–5 км и минимальную (мертвую зону) – 150–250 м. По основным тактико-техническим характеристикам станция ПНБ была аналогична станции «Гнейс-2», а по некоторым показателям (по величине мертвой зоны) даже превосходила последнюю. Однако ее освоение в производстве из-за меньшей технологичности и недостатка ряда комплектующих изделий было в то время затруднительно.
Следующим поколением стала станция «Гнейс-5». Станция должна была устанавливаться на двухместном истребителе и обеспечивать обнаружение самолетов противника на удалении 7 км и наведение на них своего самолета в условиях отсутствия видимости . Во второй половине 1945 г. РЛС «Гнейс-5» была принята на вооружение и поставлена на серийное производство.
Вскоре после освоения первых РЛС возникла проблема идентификации самолетов, так как РЛС не выдавали информации о принадлежности цели. 19 мая 1940 г. Управление связи КА заключило с ЛФТИ договор на модернизацию станции «Редут», при этом имея в виду попутное решение способа опознавания своих и вражеских самолетов. Новая станция, появившаяся в 1942 году, работала с системой активного опознавания «свой-чужой», для чего на самолетах устанавливались дополнительные передатчики. Которые излучали кодовые сигналы. Эти сигналы принимались РЛС, что позволяло определить принадлежность самолета.
В послевоенные годы помимо бортовых радиолокаторов появились радиоприцелы для бомобометания «Кобальт» и «Рубидий», которые позволяли производить прицеливание по индикатору РЛС без необходимости прямой видимости земли.
Послевоенные истребители оснащались БРЛС «Торий», «Коршун», «Сокол» и «Изумруд».
РЛС Коршун
Изображение

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


Komtur #2 Отправлено 06 Сен 2011 - 15:32

    Рядовой

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 4
  • [CANAD] CANAD
  • Регистрация:
    08.08.2011
Было интересно почитать, спасибо.

1346789 #3 Отправлено 06 Сен 2011 - 18:16

    Ст. сержант

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 519
  • Регистрация:
    09.08.2011
интересно было

masino #4 Отправлено 06 Сен 2011 - 18:28

    Рядовой

  • Игрок
  • 0 боев
  • 6
  • Регистрация:
    06.09.2011
Даа...Не как сейчас...
Автору+1 B)

EK3EKYTOP #5 Отправлено 06 Сен 2011 - 19:21

    Ефрейтор

  • Игрок
  • 0 боев
  • 10
  • Регистрация:
    20.08.2011
Спасибо автору.)От деда знаю,  как тяжело было организовать нормальное сообщение между военными подразделениями, а особенно с авиацией

ArtOfBatle #6 Отправлено 06 Сен 2011 - 20:20

    Рядовой

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 1
  • Регистрация:
    09.08.2011
Спасибо за труд.

Bober21 #7 Отправлено 06 Сен 2011 - 20:39

    Ефрейтор

  • Игрок
  • 0 боев
  • 23
  • [SK_F] SK_F
  • Регистрация:
    08.08.2011
Интересно а их прятали в лесу или накрывали сеткой?

zoom70 #8 Отправлено 06 Сен 2011 - 20:51

    Ст. сержант

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 506
  • Регистрация:
    09.08.2011

Просмотр сообщенияrognedik (06 Сен 2011 - 20:39) писал:

Интересно а их прятали в лесу или накрывали сеткой?
Они в основном в тылу работали, так что особо прятать наверное необходимости не было. В мемуарах вроде ничего не сказано на этот счет.

В ангаре: B&V P-188, Ил-30, McDonnell XF-85 Goblin, Як-4, HE Wespe, SACK AS-6, Horten Ho XIIIb, И-13, ЦКБ-18, Me 328.


UFA102REGION #9 Отправлено 07 Сен 2011 - 07:20

    Mr. Garfield

  • Альфа-тестер
  • 0 боев
  • 5 502
  • [HWD] HWD
  • Регистрация:
    08.08.2011
Интересно очень спасибо

 

 

HOLLYWOOD: Конца света не будет, мы гарантируем это.


combat279 #10 Отправлено 23 Ноя 2011 - 06:02

    Ефрейтор

  • Ветеран альфа-теста
  • 0 боев
  • 16
  • [NEVZ] NEVZ
  • Регистрация:
    16.11.2011
Так же можно в этой теме отметить Вадима Владимировича Мацкевича, автора первой советской РЛС "Сирена", или как сами называли её летчики  "Товарищ"устанавливавшихся на МиГ15,МиГ17 в корейской войне, и спасшая не одну жизнь наших летчиков.Как лейтенант Мацкевич спас мир

Milipipici #11 Отправлено 06 Июл 2012 - 18:01

    Мл. сержант

  • Бета-тестер
  • 0 боев
  • 199
  • Регистрация:
    04.01.2012
хорошая статья спасибо за материал




Количество пользователей, просматривающих этот форум: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных